Разное про джйотиш        14 марта 2017        2593         Комментарии к записи Самватсара — что это такое отключены

Самватсара — что это такое

Если откроем русско-санскритский словарь и найдем слово samvatsara, то узнаем, что переводится оно как «год». Если поищем информацию в литературе и Интернете, то обнаружим, что речь идет не о привычном нам календарном годе, а о другом способе летоисчисления — индийском. В Индии таких способов несколько.

В статье «Лунные годы джйотиш» можно посмотреть даты начала всех самватсар с 1987 по 2046 год,
а также их названия и значения (краткие характеристики).

Самватсара и Солнце

Поскольку понятие samvatsara не привязано жестко к какой-либо конкретной дате или точке отсчета, можно считать его вариативным. В том числе имеющим отношение к различным периодам, так или иначе укладывающимся в рамки (примерно) двенадцати месяцев.

Солнце за год обходит весь зодиакальный круг и создает повторяющиеся периоды движения. Поэтому в каком-то смысле можно говорить о том, что самватсара имеет отношение к годичному циклу движения Солнца. Информацию об этом можно встретить в «Шримад Бхагаватам».

В таком случае самватсара может начинаться с момента вхождения Солнца в знак Овна (ориентировочно это 13-14 апреля). Но обычно это событие называется солнечным новым годом, а не самватсарой.

Также о солнечном новом годе можно почитать в статье «Ведический новый год».
А точную дату вхождения Солнца в знак Овна можно посмотреть в статьях:
«Сурья Санкранти на год» и «Ведическая астрология: транзиты на год».

Самватсара и Луна

Кроме солнечного года в Индии используется и лунный. Он начинается с новолуния в Рыбах, которое соответствует началу лунного месяца Читра (ориентировочно в марте-апреле). Поскольку каждое следующее новолуние в Рыбах случается условно через год после предыдущего, можно говорить еще об одном годичном цикле — лунном. Или, другими словами, о лунном новом годе. Вот его чаще всего и называются самватсарой.

Так как у новолуния в Рыбах нет фиксированной даты, а есть только предполагаемый диапазон (март-апрель), то для определения точного начала самватсары (лунного нового года) нужно иметь в распоряжении лунный календарь. Причем обязательно индийский/ведический, так как в западном календаре положение Луны будет иным, что приведет к ошибке в вычислениях (важно: сам факт новолуния и дата новолуния в этих двух календарях будут одинаковыми, но положение Луны в знаках может оказаться разным).

О новолунии в Рыбах и лунных месяцах можно почитать в статье «Индийские ведические месяцы».

Самватсара и Юпитер

Еще один вариант понимания самватсары связан с Юпитером, поскольку его движение тоже циклично и укладывается в рамки года: в среднем за год Юпитер проходит один знак зодиака. То есть одна самватсара (год) теоретически равна времени нахождения Юпитера в одном знаке.

Но у Юпитера есть некоторые особенности, которых нет у Солнца и Луны. Солнце и Луна никогда не бывают ретроградны (всегда идут только вперед и никогда назад), а Юпитер раз в год на четыре месяца переходит из прямого движения в попятное. Из-за этого иногда он нарушает общий принцип и находится в одном знаке не год, а меньше (если, зайдя в очередной знак, он вынужден покинуть его и вернуться в предшествующий). И по этой же причине бывает в каких-то знаках дважды.

Например: в марте 2019 Юпитер входит в знак Стрельца, но меньше чем через месяц возвращается в знак Скорпиона. В ноябре 2019 повторно входит в знак Стрельца. В марте 2020 переходит в знак Козерога, но в июне 2020 возвращается в знак Стрельца. В ноябре 2020 во второй раз переходит в знак Козерога, а в апреле 2021 — уже в знак Водолея, откуда в сентябре 2021 в третий раз переходит в знак Козерога. И только в ноябре 2021 окончательно оказывается в Водолее.

Как видим, в одном знаке Юпитер находится не по году и не по разу. В общей сложности (если суммировать и усреднить все транзиты) он действительно обойдет весь зодиак примерно за двенадцать лет, но при этом ровным его движение назвать нельзя.

Даты транзитов Юпитера на десять лет можно посмотреть в статье «Транзиты Юпитера в джйотиш».

Самватсара и Сатурн

Сам по себе Сатурн не создает годичных циклов (напомню: годичный цикл Солнца связан с тем, что за год Солнце проходит весь зодиак; годичный цикл Луны — с тем, что два новолуния в одном и том же знаке происходят с разницей в год; годичный цикл Юпитера — с тем, что в одном знаке зодиака он проводит около года). Но в паре с Юпитером Сатурн формирует нечто большее.

Скорость движения Юпитера — один знак в год, весь зодиак он пройдет за двенадцать лет.
Скорость движения Сатурна — два с половиной знака в год, весь зодиак он пройдет за тридцать лет.

Если предположить, что в какой-то момент Юпитер и Сатурн двинулись из одной точки, то встретятся они в ней через шестьдесят лет, когда Юпитер выполнит пять зодиакальных оборотов, а Сатурн — два.

Все это время они будут находиться в разных взаимных положениях, меняя не только расстояние друг между другом, но и знаки, в которых расположены.

Считается, что Юпитер и Сатурн — самые влиятельные планеты как раз из-за своей небольшой скорости. Поскольку каждый из них в своем транзитном движении подолгу воздействует на разные точки зодиака, это сказывается и на общем натуральном гороскопе, и на индивидуальных. К тому же Юпитер — носитель блага и положительного жизненного опыта, а Сатурн — носитель трудностей и негативного жизненного опыта. Сочетание этих противоположных тенденций влияет на каждого человека, создавая различные обучающие комбинации.

Даты транзитов Сатурна на десять лет можно посмотреть в статье «Транзиты Сатурна в джйотиш».

Самватсара и ее сходство с титхи

Титхи — это лунный день, самватсара — (будем считать так, хотя это не единственное мнение) лунный год.

Титхи рассчитывается на основе взаимного положения Солнца и Луны. Когда они рядом (в соединении, на расстоянии 0 градусов), происходит новолуние. Когда они напротив (в оппозиции, на расстоянии 180 градусов), происходит полнолуние. Когда они находятся в других комбинациях (с разным количеством градусов между ними), формируются остальные лунные дни. Всего лунных дней тридцать, новолуние (Амавасья) и полнолуние (Пурнима) входят в это число.

Самватсара (та ее версия, которая считается лунным новым годом и начинается с новолуния в Рыбах) изначально рассчитывалась на основе взаимного положения Юпитера и Сатурна. Г.Ч.Шарма в комментарии ко второй главе трактата «Джатака-Бхаранам» говорит о том, что «в начале творения» Юпитер и Сатурн находились в нулевом градусе Овна. Следовательно, через каждые шестьдесят лет они должны встречаться там же.

Аналогичным образом светила тоже регулярно встречаются в Овне. Происходит это обычно в апреле-мае-июне. Только Солнце и Луна делают это каждый год, а Юпитер и Сатурн — раз в шестьдесят лет.

Самватсара и шестидесятилетний цикл

Еще одно значение слова samvatsara — не «год», а «ежегодный». То есть то, что происходит каждый год, циклично, регулярно, образуя при этом некие периоды. В частности, шестидесятилетние, основанные на взаимном движении Юпитера и Сатурна.

Иными словами, самватсара — это сразу шестьдесят лет. И в рамках этого периода каждый год (тоже именуемый самватсарой) имеет свой характер, свое влияние и свое значение.

Самватсара и противоречия

► Первое противоречие следует из того, что написано выше. Внимательный читатель наверняка уже заметил его. В одном случае говорится о точке отсчета самватсар с момента соединения Юпитера и Сатурна в нулевом градусе Овна, в другом — о точке отсчета с момента новолуния в Рыбах.

Отчасти это объясняется так: соединение Юпитера и Сатурна в Овне запускает начало самого первого шестидесятилетнего цикла, а соединение Солнца и Луны в Рыбах (новолуние в Рыбах) — начало каждой новой самватсары в рамках этого цикла.

Но отчасти есть и другие причины, которые привели к таким разногласиям. К сожалению, сформулировать их все не получится. Хотя бы потому, что индийская культура и астрология настолько древние, что какая-то информация потерялась в глубине веков, какая-то изменилась с течением времени (жизнь не статична, она постоянно перестраивается и преображается, в этом ее смысл).

► Второе противоречие следует из простых наблюдений. У шестидесятилетнего цикла самватсар есть начало (в принятой сегодня хронологии это самватсара Прабхава, приходящаяся на 1987 год). А также у нас есть данные о том, что это начало должно отсчитываться от положения Юпитера и Сатурна в Овне. Однако если составить гороскоп на момент начала самватсары Прабхава в 1987 году, то увидим, что это не так: Юпитер и Сатурн находятся не в соединении и не в Овне.

И здесь как раз уместно вернуться к той причине, которая уже оговаривалась выше, — многое изменилось с течением времени: когда-то цикл начинался с самватсары Виджая, но теперь он отсчитывается от Прабхавы (об этом тоже говорит Г.Ч.Шарма в комментарии ко второй главе трактата «Джатака-Бхаранам»).

Поэтому не нужно ждать, что при составлении гороскопа на момент начала шестидесятилетнего цикла самватсар Юпитер и Сатурн действительно соединятся в Овне. Так было когда-то, но не сейчас.

И даже во время самватсары Виджая они не находятся в соединении. Вероятно, существуют и другие (кроме смещения первой самватсары с Прабхавы на Виджаю) причины, которые привели к такой «погрешности».

В нынешнем шестидесятилетнем цикле самватсар (1987-2046) Юпитер соединяется с Сатурном в Овне во время самватсары Прамади (1999 год).

Практическое применение самватсар

Каждая самватсара имеет свое название, в котором заключается ее суть. Зная это название, мы получаем ключ к пониманию двух вещей: во-первых, характера человека, родившегося в соответствующую самватсару, во-вторых, влияния периода жизни, с которым эта самватсара совпадает.

Напомню, даты начала и качества всех самватсар можно найти в статье «Лунные годы джйотиш».

Кроме того, самватсары объединяются в группы, и это тоже создает нюансы их влияния.

Вернемся еще раз к трактату «Джатака-Бхаранам», где Г.Ч.Шарма пишет: «Первые 20 из этих самватсар названы Брахма-Вимшатика, самватсары с 21-й по 40-ю — Вишну-Вимшатика, а самватсары с 41-й по 60-ю — Рудра-Вимшатика, по именам Троицы — Брахма, Вишну и Махеша (Рудра)».

Вимшатика — это слово имеет корень «двадцать», что указывает на деление 60-летнего цикла на три равные части. Каждая часть носит имя божества.

Брахма — это бог творения, Вишну — бог сохранения, Рудра — бог разрушения. Это позволяет определить, какую тенденцию несет каждая из частей цикла самватсар. Первая часть служит созданию, вторая — сохранению, третья — разрушению. Соответственно, первая часть относительно благоприятна, вторая — нейтральна, третья — относительно негативна.

Если описание какой-то из самватсар выглядит плохо, но эта самватсара принадлежит к первой части цикла, то ее потенциальные изъяны могут быть несколько сглажены.

Если описание какой-то из самватсар выглядит позитивно, но эта самватсара принадлежит к третьей части цикла, то ее потенциальные плюсы могут быть несколько снижены.

Чтобы понять, как влияет на вас самватсара рождения, найдите, в какую самватсару вы родились. Ее проявления будут видны и в вашем характере.

Чтобы понять, как влияет на вас (и на окружающих) какой-то период, найдите, какой самватсаре он соответствует. Ее проявления будут видны и в тенденциях этого этапа жизни.

Когда мы находимся в первой части цикла, управляемой Брахмой (1987-2006), наша основная задача — творить и создавать. Во второй части, управляемой Вишну (2007-2026), — бережно относиться к тому, что имеем. В третьей, управляемой Рудрой/Шивой (2027-2046), — трансформировать себя и мир вокруг, без этих перемен невозможно развитие.

© Сухова Елена
Копирование (полное или частичное) запрещено