Разное джйотиш        08 февраля 2020        10901         Комментарии к записи Упайи в джйотиш отключены

Упайи в джйотиш

Упайи — это методы, с помощью которых теоретически можно улучшить свой гороскоп и судьбу. В книгах по джйотиш перечисляются разные методы, зачастую они выглядят простыми, понятными и доступными. Это может создавать ненужные иллюзии, а в дальнейшем — разочарования. Давайте попробуем разобраться, как избежать и того, и другого (и заблуждений, и расстройств из-за неудачных результатов).

Упайи в джйотиш: что это такое

► Слово upaya с санскрита переводится как способ, средство, путь для достижения цели. Причем не оговаривается, какой именно цели. По умолчанию предполагается, что цель должна быть благая, несущая приятные изменения. Но в неумелых руках упайи могут привести к противоположным последствиям — к трудностям и усложнению ситуации.

Упайи — это инструмент, с которым нужно уметь работать. Такой же, как, например, острое лезвие: профессионал с его помощью нанесет красивый узор на деревянную шкатулку, удалит воспаленный аппендикс или выполнит уникальную стрижку. Дилетант в лучшем случае сделает несколько простых разрезов/надрезов, в худшем — нанесет травму.

► Еще одно значение слова upaya — приход, приближение. Опять же по умолчанию предполагается, что это наступление чего-то хорошего. Но по факту может оказаться иначе. То, что человек какими-то словами или действиями хочет приблизить светлое будущее, не означает, что именно так и произойдет. Недаром существует поговорка «хотел как лучше, а получилось как всегда», «хотел как лучше, а получилось хуже».

Если ребенок надумал порадовать родителей чем-то вкусным, нашел рецепт и продукты, то, скорее всего, по-настоящему съедобное блюдо выйдет далеко не с первого раза. Нужно время, опыт и понимание происходящих процессов, чтобы инструкция по приготовлению и необходимые ингредиенты (хоть в кулинарии, хоть в других направлениях жизни) сложились в нечто действенное и рабочее.

Так что же, не нужно и пытаться решить свои проблемы, усовершенствовать себя и свою реальность? Вовсе нет. Это можно и нужно делать. Но только осознанно и серьезно. Необходимо понимать, что слово upaya несет в себе совершенно нейтральный смысл. А итоги (плохие или хорошие) применения упай зависят от самого человека. То есть недостаточно просто использовать упайи — гораздо важнее нести личную ответственность за их выполнение, а не перекладывать ее на кого-то другого: на того, кто их подобрал, или на того, кто пообещал выполнить за вас определенные ритуалы и т.д.

► Еще одно значение слова upaya — хитрость, уловка, лукавство. И это хорошо перекликается с тем, что было сказано выше. Использование упай — это обманный маневр, который использует человек, чтобы создать ощущение каких-то действий (ну я же не сижу сложа руки, я же что-то делаю), а порой — и вовсе не участвовать в формировании собственной судьбы (пусть это сделают за меня астрологи или камни).

В каком-то смысле упайи — это кредит, сегодня он дает то, чего у вас нет, но завтра придется возвращать все с процентами. Поэтому нужно заранее просчитать и ваши возможности для погашения кредита (иначе это может аукнуться даже в следующем воплощении), и способы его получения.

А способов этих несколько. Вернее, гораздо больше, чем несколько. Х.Дефау и Р.Свобода в книге «Джйотиш. Введение в индийскую астрологию» высказывают версию: если записать все существующие упайи, можно составить из них библиотеку, которая окажется масштабнее, чем вся литература по джйотиш!

Упайи в джйотиш: основные методы

Из всего обилия методов коррекции астрологических влияний можно выделить шесть, которые встречаются чаще всего (последовательность взята из книги В.Р.Ливэси «Вечная мудрость Индии», но эти же упайи перечисляются и в других работах).

Первый — ягья. Это особые ритуалы поклонения богам, в том числе тем, которые связаны с планетами. Обычно эти ритуалы проводят специалисты за некоторую плату. Плюсы: вы доверяетесь опытным людям, которые знают, что и как нужно делать. Минусы: вы не участвуете в процессе сами, а только ждете, когда все как-то само собой образуется.

Второй — ратнас. Это использование драгоценных или полудрагоценных камней, которые тоже могут увеличивать возможности планет. Плюсы: совмещение астрологических и дизайнерских замыслов, работа над имиджем, удовольствие от ношения украшений. Минусы: большой риск усугубить имеющиеся проблемы, если не будут учтены все возможные последствия применения камней (эту мысль, в частности, высказывает Д.Фроули в книге «Астрология провидцев»).

Третий — мантры. Это звуковое влияние на планеты, причем здесь важна интонационная точность, ведь мантры читаются на санскрите, и присутствие ошибок нежелательно. Плюсы: погружение если не в медитацию, то в некоторое ее подобие, что успокаивает ум и дает расслабление. Минусы: неверное воспроизведение мантр либо не принесет пользы, либо принесет вред (эту мысль, в частности, высказывает Р.Свобода в книге «Величие Сатурна»).

Четвертый — янтры. Это графические или цифровые символы, воздействующие на конкретные планеты и тем самым усиливающие или гармонизирующие их. Плюсы: доступность этих изображений, которые можно просто купить или нарисовать. Минусы: без понимания, что означают янтры, где и как их нужно использовать и размещать, результаты будут непредсказуемыми.

Пятый — врата. Это обещания, обеты, которые мы даем себе ради той или иной планеты, ради изменения ее качеств (и одновременно — ради изменения этих же качеств в себе). Плюсы: не нужно ничего покупать, рисовать, правильно произносить, достаточно сформулировать обязательство. Минусы: нарушив собственный обет, можно разгневать планету, которая не получила обещанного.

Шестой — дана. Это разного рода благотворительность (помощь деньгами, вещами, поступками), направленная на ту же цель — сделать свои планеты и свою жизнь лучше. Плюсы: возможность стать добрее, ответственнее, заинтересованнее не только в себе, но и в других людях. Минусы: желание откупиться от того, что требует личного участия.

* * * * *

Есть и другие методы, которыми можно воздействовать на планеты. Например, внимание к планетам в те дни недели, за которые они отвечают. Или ношение тех оттенков (в одежде, аксессуарах), которые принадлежат планетам. Или выполнение аскез во имя той или иной планеты.

Подробнее об этом можно почитать в статье «Соответствие планет дням недели».

Многие из этих упай (советов для оптимизации жизни) часто рекомендуются астрологами — как в публичном пространстве Интернета, так и на личных консультациях. Но подходить к использованию упай нужно аккуратно и с умом. Во-первых, потому что это, как уже говорилось выше, своего рода кредит, отдавать который будете вы сами, а не тот, кто посоветовал его взять; причем отдавать придется независимо от того, готовы ли вы к выплатам, есть ли у вас необходимые ресурсы. Во-вторых, потому что это можно сравнить еще и со школьным уроком.

Допустим, вы пишете какую-то контрольную (а любые события в жизни, с которыми вы сталкиваетесь, — это житейская контрольная). И понимаете, что не справляетесь с ней, что у вас не хватает знаний, что вы не можете найти решения. И здесь у вас есть два пути.

Первый. Вы зовете кого-то на помощь. Этот кто-то дает вам совет: выполни ритуал, спой или нарисуй что-то, оденься иначе, дай денег или помоги кому-то (то есть выполни упайи).

Второй. Вы разбираетесь в ситуации сами. Берете учебник и дополнительную литературу. Смотрите мастер-классы в Интернете. Записываетесь к репетитору. Словом, не перекладываете ответственность на кого-то, кто дал вам совет, или на что-то, что должно сработать само (мантра или янтра), а изучаете тему, готовитесь к пересдаче контрольной.

Да, второй путь длиннее и тяжелее. Но у него есть одно неоспоримое преимущество. Если вы разберетесь в заданной теме, то она всегда будет вам понятна — и через год, и через полвека. Более того, вы станете встречаться с ней редко и вскользь, она не получит власти над вами.

А если вы пойдете первым путем и добьетесь того, что контрольную вам зачтут просто так, без вашего глубокого изучения предмета, то на протяжении жизни вы еще неоднократно столкнетесь с аналогичными ситуациями. Причем раз за разом эти ситуации будут все сложнее, методов коррекции для них нужно будет все больше, даваться вам это будет все труднее. По вполне очевидной причине: планеты ждут, что вы остановитесь и задумаетесь наконец о тех уроках, которые они хотят преподнести вам. Не обойдете их, не откупитесь от них, а поймете их суть.

* * * * *

На самом деле первый и второй путь неотрывны друг от друга.

Если вы начинаете просто с упай, то рано или поздно Мироздание заставит вас начать разбираться в них (создавая повторяющиеся проблемы). Так вы постепенно придете ко второму пути.

Если вы начинаете с понимания смысла планет, то рано или поздно поймете, как появились и как работают упайи (увидев параллели между тем и другим). Так вы постепенно придете к первому пути.

Упайи в джйотиш: Дашаватара и явления планет

Любые упайи направлены на то, чтобы слабую планету сделать сильнее, а вредную — лучше. Но все эти оценочные понятия относительны. То, что хорошо в одних ситуациях, в других может быть плохо. Поэтому не стоит просто бездумно укреплять то, что выглядит немощным, или приукрашивать то, что выглядит блекло.

Представьте себе: вот сидит некто, он кажется усталым и невзрачным. Не понимая, кто он такой и к чему приведут ваши действия, вы начинаете усиливать его (ну вам же сказали или вы прочитали, что планета слабая). А потом выясняется, что этот некто — агрессор, или манипулятор, или безответственный персонаж, которые, взбодрившись, принесут в вашу жизнь конфликты, или махинации, или невыполнение обязательств.

Чтобы избежать подобных ошибок, нужно изучать планеты: кто они такие, какие качества характера им присущи, как с ними обращаться, какие божества с ними соотносятся. Одним из способов понимания планет может стать Дашаватара, это слово переводится как десять (даша) аватар Вишну.

В классической индийской астрологии используются девять планет. Каждая из этих планет имеет олицетворение в виде божества.

В трактате «Брихат-Парашара-Хора-Шастра» (2:5-7) перечисляются такие соответствия: воплощение Солнца — Рама, Луны — Кришна, Марса — Нарасимха, Меркурия — Будда, Юпитера — Вамана, Венеры — Парашурама, Сатурна — Курма, Раху — Вараха, Кету — Мина.

Однако не все так просто и очевидно, как может показаться на первый взгляд. В некоторых штатах Индии аватаром Вишну считают не Будду, а Балараму, в таком случае в нашем списке Будду нужно заменить на Балараму. С Кету тоже есть разногласия: обычно его соотносят с рыбой/рыбами, но если в «Брихат-Парашара-Хора-Шастра» воплощение Кету — это Мина (знак Рыб), то в других источниках информации воплощение Кету — это Матсья (уже не знак, а просто рыба).

Одна аватара (Калки) воплощением планет не является. Кто-то считает ее покровителем всех планет сразу, кто-то — покровителем лагны.

У каждого божества/аватара есть свой день явления/рождения. Он называется Джаянти: Рама Джаянти — день явления Рамы, Кришна Джаянти — день явления Кришны и т.д. Рассчитываются эти даты по индийскому (!!!) лунному календарю.

И здесь тоже есть противоречия: некоторые даты имеют несколько версий, это связано с большим количеством традиций в Индии. Поэтому не удивляйтесь, если встретите разные варианты празднования того или иного дня рождения. В том числе это касается и Меркурия, день явления которого кто-то соотносит с полнолунием лунного месяца Вишакха (Будда Пурнимой), а кто-то — с другой датой: 10-м лунным днем светлой половины лунного месяца Ашвина.

Еще один нюанс связан с Юпитером. Есть праздник Гуру Пурнима (полнолуние лунного месяца Ашадха), он посвящен почитанию учителей (Гуру). И есть праздник Вамана Джаянти (12-й лунный день светлой половины лунного месяца Бхадрапада), он посвящен аватару Юпитера/Гуру.

Все это создает путаницу. Для начала в качестве вольного допущения могу предложить вот такой (несколько упрощенный) список дней явления планет. Поскольку Будда является спорной фигурой в числе аватар Вишну, заменим его на Балараму. Но самого Будду не исключим полностью, а просто вынесем за пределы списка. Пусть за этими пределами останутся Будда Пурнима и Гуру Пурнима (Гуру Пурнима и не претендует на то, чтобы быть днем явления Юпитера, для этого есть другая дата). Тогда получим вот что (напомню, что в некоторых регионах даты могут быть иными):

— Рама Джаянти (Солнце) — 9-й лунный день (титхи) светлой половины лунного месяца Чайтра;
— Кришна Джаянти (Луна) — 8-й лунный день (титхи) темной половины лунного месяца Шравана;
— Нарасимха Джаянти (Марс) — 14-й лунный день (титхи) светлой половины лунного месяца Вишакха;
— Баларама Джаянти (Меркурий) — 6-й лунный день (титхи) темной половины лунного месяца Шравана;
— Вамана Джаянти (Юпитер) — 12-й лунный день (титхи) светлой половины лунного месяца Бхадрапада;
— Парашурама Джаянти (Венера) — 3-й лунный день (титхи) светлой половины лунного месяца Вишакха;
— Курма Джаянти (Сатурн) — 15-й лунный день (титхи) светлой половины лунного месяца Вишакха;
— Вараха Джаянти (Раху) — 3-й лунный день (титхи) светлой половины лунного месяца Бхадрапада;
— Матсья Джаянти (Кету) — 3-й лунный день (титхи) светлой половины лунного месяца Чайтра.

Этот же список можно изменить, ориентируясь уже не на привычную последовательность планет (как было сделано выше), а на хронологию наступления событий. Первым из двенадцати лунных месяцев является Чайтра, поэтому даты этого месяца вынесем вперед. Вишака является вторым месяцем, Шравана — пятым, а Бхадрапада — шестым, и даты будут расположены соответственно.

— 3-й титхи светлой половины месяца Чайтра (март-апрель-май) — Матсья Джаянти (Кету);
— 9-й титхи светлой половины месяца Чайтра (март-апрель-май) — Рама Джаянти (Солнце);
— 3-й титхи светлой половины месяца Вишакха (апрель-май-июнь) — Парашурама Джаянти (Венера);
— 14-й титхи светлой половины месяца Вишакха (апрель-май-июнь) — Нарасимха Джаянти (Марс);
— 15-й титхи светлой половины месяца Вишакха (апрель-май-июнь) — Курма Джаянти (Сатурн);
— 6-й титхи темной половины месяца Шравана (июль-август-сентябрь) — Баларама Джаянти (Меркурий);
— 8-й титхи темной половины месяца Шравана (июль-август-сентябрь) — Кришна Джаянти (Луна);
— 3-й титхи светлой половины месяца Бхадрапада (август-сентябрь-октябрь) — Вараха Джаянти (Раху);
— 12-й титхи светлой половины месяца Бхадрапада (август-сентябрь-октябрь) — Вамана Джаянти (Юпитер).

Оказывать почтение планетам можно непосредственно в дни рождения их аватар. И первым шагом на этом пути станет поиск необходимых дат. Поскольку они являются плавающими, для каждого года их придется рассчитывать заново. Задача непростая, но вполне исполнимая. Решив ее самостоятельно (то есть найдя дату явления каждого аватара без чьей-либо помощи), вы покажете планетам, что готовы проделать ради них такую кропотливую работу.

Как искать приведенные выше даты?

Их нужно рассчитывать от новолуния. Месяц Чайтра начинается с новолуния в Рыбах, Вишакха — с новолуния в Овне, Шравана — с новолуния в Раке, Бхадрапада — с новолуния во Льве (конечно, имеются в виду положения Луны в знаках согласно индийской, а не западной астрологии).

Даты новолуний в знаках на текущий год можно найти в статье «Новолуния и полнолуния джйотиш».
Остальные дни лунного календаря (титхи) — в статье «Ведический лунный календарь».

Также вам могут пригодиться тексты:

«Индийские ведические месяцы» — о том, как месяцы связаны с положением Луны,
«Лунные дни в джйотиш (титхи)» — о том, как называются лунные дни на санскрите
(1-й — Пратипат, 2-й — Двитья и т.д.), что тоже понадобится для ваших расчетов.

Этих данных достаточно, чтобы самостоятельно найти день явления каждой планеты в текущем году.

Также (в качестве поклонения планетам) можно читать истории (катхи, мифы), связанные с каждым воплощением. Причем не только в даты джаянти, но и в любое другое время. Главное, чтобы вы были искренне заинтересованы в знакомстве с конкретной планетой и ее божеством, с получением ответов на разные вопросы. Например, почему Вамана (карлик) стал воплощением Юпитера (самой большой планеты). Или почему Кришна (темный) стал воплощением Луны (светила). Или почему день явления Венеры (Парашурама Джаянти) совпадает с очень благоприятным днем Акшая Тритья.

Также (в качестве поклонения планетам) можно изучать другие их связи с божествами. В уже упоминавшемся трактате «Брихат-Парашара-Хора-Шастра» (3:18) перечисляются дополнительные соответствия (дэваты планет): Солнце — Агни, Луна — Варуна, Марс — Картикейя, Меркурий — Вишну, Юпитер — Индра, Венера — Шачи, Сатурн — Брахма (для лунных узлов деваты не названы).

Все это позволяет выполнять упайи не формально (надеть украшение с драгоценным камнем, повесить янтру на стену), а более осознанно. Вы будете видеть и понимать, какому персонажу поклоняетесь, как он выглядит и характеризуется, за что отвечает, что любит и не любит. И это даст гораздо лучшие результаты от выполнения упай, чем бездумное чтение мантры или оплата ягьи. В то же время отказываться от привычных упай тоже не стоит, просто их нужно совмещать с изучением планет.

© Сухова Елена
Копирование (полное или частичное) запрещено