Слово tithi переводится с санскрита как «день лунного календаря», никаких дополнительных значений у этого термина нет, это просто один из тридцати лунных дней.
Лунные дни в джйотиш (титхи): названия
У титхи есть названия. Причем названий почти в два раза меньше, чем самих лунных дней. Это связано с тем, что лунный календарь в индийской астрологии состоит из двух пятнадцатидневных циклов. Первый цикл, когда Луна растет, называется Шукла-пакша (светлая половина), а второй, когда Луна убывает, называется Кришна-пакша (темная половина).
При этом первый день и Шукла-пакши, и Кришна-пакши будет называться одинаково — Пратипат, второй тоже одинаково — Двитья, третий — Тритья и т.д.
Названия титхи — это просто их порядковые номера: Пратипат — первый, Двитья — второй, Тритья — третий, Чатуртхи — четвертый и т.д.
То есть Чатуртхи-титхи Шукла-пакши — это четвертый лунный день растущей Луны, а Чатуртхи-титхи Кришна-пакши — это четвертый лунный день убывающей Луны.
Особые (персональные) имена есть только у пятнадцатых дней: пятнадцатый лунный день растущей Луны называется Пурнима (полная Луна) и означает полнолуние; пятнадцатый лунный день убывающей Луны называется Амавасья (новая Луна) и означает новолуние.
Причем Пурнима — это день, когда Луна еще продолжает расти. Момент, когда Луна прекращает рост и начинает убывать — это и есть полнолуние, оно приходится на границу между пятнадцатым лунным днем Шукла-пакши и первым лунным днем Кришна-пакши.
Амавасья — это день, когда Луна еще продолжает убывать. Момент, когда Луна прекращает убывание и начинает расти — это и есть новолуние, оно приходится на границу между пятнадцатым лунным днем Кришна-пакши и первым лунным днем Шукла-пакши.
Но при этом в народе (не в астрологии) считается, что полнолуние — это несколько дней до и после Пурнима-титхи, а новолуние — это несколько дней до и после Амавасья-титхи.
Лунные дни в джйотиш (титхи): перечень
1 — Пратипат, 2 — Двитья, 3 — Тритья, 4 — Чатуртхи, 5 — Панчами, 6 — Шаштхи, 7 — Саптами, 8 — Аштами, 9 — Навами, 10 — Дашами, 11 — Экадаши, 12 — Двадаши, 13 — Трайодаши, 14 — Чатурдаши, 15 — Пурнима и Амавасья.
Лунные дни в джйотиш (титхи)
и привычные нам лунные дни
Западный лунный день — это промежуток времени от одного до другого восхода Луны.
В индийской астрологии лунный день (титхи) зависит не от восходов Луны, а от долготы светил — Луны и Солнца. Когда угол между Луной и Солнцем оказывается кратным двенадцати градусам, наступает новый лунный день (титхи).
Поэтому нельзя использовать западный лунный календарь (тот, который можно купить в любом магазине или найти в Интернете), если вы хотите планировать свою жизнь, сверяясь с принципами индийской астрологии. Чтобы руководствоваться благоприятными и неблагоприятными титхи согласно джйотиш, вам нужно купить специальный календарь, который называется Панчанга.
Также вы можете использовать ведический лунный календарь на этом сайте.
Лунные дни в джйотиш (титхи):
благоприятные и неблагоприятные
В Индии титхи являются основой национального календаря, с помощью которого планируются разные начинания. Рекомендации по этим начинаниям связаны с характером каждого лунного дня, и это является частью мухурты (мухурта — раздел индийской астрологии, посвященный выбору благоприятного времени).
► Варахамихира о лунных днях в джйотиш
В трактате «Брихат Самхита» Варахамихира делит лунные дни на пять групп: нанда, бхадра, виджая, рикта и пурна. На русский язык это можно перевести так:
нанда — удовольствие, стремление,
бхадра — благо, счастье, удача,
виджая — победа, добыча,
рикта — пустой (опустошённый),
пурна — полный (наполненный).
Лунных дней всего пятнадцать. Два цикла из пятнадцати дней составляют лунный месяц. Пятнадцать дней каждого цикла Варахамихира делит следующим образом:
1, 6, 11-й лунные дни — это нанда-титхи,
2, 7, 12-й лунные дни — это бхадра-титхи,
3, 8, 13-й лунные дни — это виджая-титхи,
4, 9, 14-й лунные дни — это рикта-титхи,
5, 10, 15-й лунные дни — это пурна-титхи.
Исходя из названия, рикта-титхи — это лунные дни, когда сложно получить какой-либо результат. Эти дни несут опустошение. Считается, что в эти дни лучше не начинать ничего нового и важного, особенно если вам необходимо что-либо получить.
Виджая-титхи и пурна-титхи, наоборот, обещают возможность победы и полноценных результатов. Считается, что дела, начатые в эти дни, принесут успех.
Нанда-титхи и бхадра-титхи тоже хороши для начинаний, но они чуть менее успешны, чем предыдущие.
► Раман о лунных днях в джйотиш
В книге «Мухурта» Б.В.Раман тоже упоминает эти пять групп титхи. В частности, в рикта-титхи нельзя проводить свадебную церемонию, покупать участок для дома или землю для возделывания, переезжать на новое место жительства, в сельском хозяйстве — подрезать побеги и делать прививки.
Но при этом Б.В.Раман расставляет акценты несколько иным образом. Во второй главе «Мухурты» он перечисляет в качестве неудачных не все рикта-титхи, а другие дни: он пишет, что для совершения любой благоприятной работы не подходят 4, 8, 12 и 14-й лунные дни, а в пятой главе добавляет, что избегать нужно 4, 6, 8, 12, 14 и 15-го лунных дней.
Хотя в некоторых случаях (когда создаются особо благоприятные комбинации) и эти титхи могут быть использованы для начала новых дел.
► Сравнение мнения Варахамихиры и Рамана
Получается, что 4-й и 14-й лунные дни относятся к категории рикта, их не рекомендуют для начинаний ни Варахамихира, ни Раман.
6-й лунный день — это нанда-титхи, 8-й — виджая-титхи, 12-й — бхадра-титхи, 15-й — пурна-титхи. Раман эти дни не относит к числу благоприятных, а Варахамихира — наоборот.
И хотя про 12-й лунный день Раман уточняет, что при остальных подходящих факторах он может быть благоприятен, про остальные дни он такого не говорит.
Но вообще лунные дни — это лишь часть мухурты. В некоторых случаях (если совпадают с субботой) могут быть благоприятны даже рикта-титхи. И остальные лунные дни тоже (при особых условиях) могут обещать хорошие результаты.
Правда, разногласий, перечисленных выше, это все равно не объясняет.
Календарь неблагоприятных дней на год можно найти в статье «Мухурта джйотиш».
© Сухова Елена
Копирование (полное или частичное) запрещено